Назад

Содержание

Вперед

Тема 5.

Методы исчисления платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. Экономические механизмы стимулирования снижения загрязнения окружающей среды.

Платежи за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов как стимулирующие элементы экономического механизма природопользования и компоненты экологических затрат при анализе коммерческой эффективности природоохранных мероприятий и инвестиционных проектов.

Методические подходы к определению объема платежей за загрязнение окружающей среды. Основные факторы, влияющие на величину платы. Виды платежей, источники формирования, направления использования.

Формирования платы за выброс загрязнителей в атмосферу стационарными источниками загрязнения. Нормативы платежей за загрязнение атмосферы.

Формирования платы за выброс загрязнителей в атмосферу передвижными источниками загрязнения. Нормативы платежей.

Формирования платы за сброс загрязнителей в поверхностные и подземные водные объекты. Нормативы платежей за загрязнение водных объектов.

Формирования платы за размещение отходов в литосфере. Нормативы платежей за размещение отходов.

Порядок формирования базовых и дифференцированных ставок платежей за загрязнение окружающей среды, корректировка размеров платежей, понижение размеров платы, освобождение от платы за загрязнение.

Применение информационно-вычислительных систем для расчета экологических платежей и анализа вкладов различных элементов производственно-хозяйственной системы в их формирование.

ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Общие положения

Основание. С 1 января 1993 года платежи за загрязнение окружающей Среды взимаются на основании :

  • Закона РСФСР "Об охране окружающей природной Среды";
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и
  • Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Виды воздействия. Плата взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.

Назначение платежей. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;
  • стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

 

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ НОРМАТИВОВ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

За основу при определении базовых нормативов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду приняты нормативы, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. N 13.

Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

На основании базовых нормативов рассчитываются нормативы санкций за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов.

Базовые нормативы платы Пл i за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются, как произведение удельного экономического ущерба от выброса (сброса) условного загрязняющего вещества в пределах допустимого норматива выброса (сброса) , показателя относительной опасности (агрессивности) Ai конкретного i-го загрязняющего вещества, вредного для окружающей природной среды и здоровья населения, и на коэффициента индексации платы Кинд :

Пл i = · Ai · Кинд

 

Удельный экономический ущерб (в ценах 1990 года) составляет:

    • от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса - 3,3 руб/усл.т;
    • от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса - 443,5 руб/усл.т.

Удельные затраты на размещение отходов (в ценах 1990 года) составляют:

    • 0,1 руб/т нетоксичных отходов добывающей промышленности;
    • 4,6 руб/куб.м нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности;
    • 80 руб/т токсичных отходов IV класса.

Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

Показатель относительной (агрессивности) опасности i-го вещества (Аi) рассчитываются как

1

Аi = -----------, где:

ПДКi

ПДКi для атмосферного воздуха принимается предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс);

ПДКi для водных объектов принимается предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх).

При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимальная разовая концентрация (ПДКмр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).

При отсутствии ПДКрх применяются предельно допустимая концентрация вещества в воде, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ОБУВ.

В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.

Устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

  • платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг);
  • платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.

 

ПОРЯДОК КОРРЕКТИРОВКИ РАЗМЕРОВ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ С УЧЕТОМ ОСВОЕНИЯ ИМИ СРЕДСТВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий, в соответствии с законодательством, осуществляют органы исполнительной власти субъектов федерации с участием территориальных органов Государственного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Корректировке подлежат 90% платежей за загрязнение поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются:

  • повышение экологичности выпускаемой продукции;
  • сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
  • сокращение объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов, загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
  • снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Научно-исследовательские и проектные работы, могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды.

 

ПОРЯДОК ПОНИЖЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ИЛИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Понижение или освобождение от платы за загрязнение может производиться по инициативе администрации субъектов федерации или обращению природопользователей.

От платы за загрязнение окружающей природной среды (или частичному понижению платы) могут освобождаться природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах, а также природопользователи, финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.

Природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы, могут освобождаться от платы за указанные загрязнения в соответствующих объемах.

Природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов, при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил, могут освобождаться от платы. При нарушении правил размещения бытовых отходов плата взимается в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях.

Природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосфер, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения, могут освобождаться от платы за объемы выбросов, вызванные выработкой тепловой и электрической энергии для нужд населения, при условии соблюдения ими установленных допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Погранвойск Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета, освобождаются от платы за загрязнение окружающей природной среды .

В случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов сверх установленных допустимых нормативов, отсутствия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; невыполнения мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях.

 

Тема 6

Методы эколого-экономической оценки важнейших видов природных ресурсов

Природные ресурсы как основа национального богатства и важнейшие объекты охраны окружающей среды. Основные проблемы ресурсопользования. Задачи экономической оценки ресурсов минерального сырья, водных ресурсов, ресурсов сельскохозяйственных и лесных земель. Рентный подход к проведению оценки. Показатели замыкающих затрат и экономической оценки ресурсов. Основы подхода к расчету этих показателей. Не возобновляемые природные ресурсы как объект экономической оценки. Особенности экономической оценки возобновляемых природных ресурсов.

Земельные ресурсы. Основные задачи экономической оценки сельскохозяйственных земель. Технико-экономические показатели, используемые для проведения оценки. Экономико-математические методы формирования кадастровых цен на сельскохозяйственную продукцию. Приближенные методы формирования кадастровых цен. Методы осуществления экономической оценки сельскохозяйственных земель.

Ресурсы минерального сырья. Основные задачи экономической оценки ресурсов полезных ископаемых. Технико-экономические показатели, используемые для проведения оценки. Экономико-математические методы определения замыкающих затрат на конечную продукцию отраслей минерально-сырьевого комплекса. Приближенные методы определения замыкающих затрат на конечную продукцию отраслей минерально-сырьевого комплекса. Методы осуществления экономической оценки месторождений полезных ископаемых.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Цель оценки

Целью оценки является улучшение использования воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Объекты оценки

В настоящее время существуют методы оценки следующих видов природных ресурсов:

  1. месторождений полезных ископаемых;
  2. сельскохозяйственных земель;
  3. лесных;
  4. водных.

Сфера применения экономических оценок

  1. ведение кадастров природных ресурсов;
  2. анализ вклада каждого вида ресурса в состав национального богатства страны;
  3. оценка экономической эффективности функционирования отраслей, предприятий, организаций связанных с использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов;
  4. определение и формирование обоснованных нормативов использования природных ресурсов с целью обеспечения максимальной эколого-экономической эффективности общественного производства;
  5. формирование нормативов экономического стимулирования предприятий и организаций использующих природные ресурсы, втом числе:

а) нормативов платежей за использование ресурсов,

б)нормативов санкций за нарушение условий ресурсопользования,

в) нормативов экономического стимулирования (поощрения) ресурсосберегающих мероприятий, т. е. Проведение ресурсосберегающей политики.

Формирование концепции осуществления экономической оценки природных ресурсов

    1. Концепция бесплатности природных ресурсов;
    2. Затратная концепция, т. е. ресурс оценивался по фактическим затратам на его освоение и поддержание в нормальном эксплутационном состоянии.
    3. Недостаток: более “бедный” ресурс требовал больших затрат и его оценка была выше, что противоречило здравому смыслу.

    4. Результатный подход, ресурсы оценивались по стоимости валовой продукции или по стоимости за вычетом фактических затрат на освоение и эксплуатацию ресурсов.
    5. Недостаток: затраты и стоимость продукции зависели от целого ряда субъективных факторов, в том числе от способа хозяйствования, от выбранной технологии, от добросовестности персонала, от конкретной ситуации на рынке.

    6. Рентный подход, оценивает максимально возможный народно-хозяйственный экономический эффект от эксплуатации оцениваемого ресурса.

Основы рентной концепции оценки ресурсов

Специфические особенности:

    • Рентный эффект ориентирован на получение максимально возможного народно-хозяйственного экономического эффекта от эксплуатации и использования природного ресурса:

Эрент = max Э;

    • Ориентация на наиболее эффективный способ эксплуатации природного ресурса.
    • В этом случае исчисляемые в дальнейшем затраты по различным источникам ресурсов будут сопоставимыми и исключается субъективный фактор, связанный с уже действующей системой эксплуатации данного ресурса;
    • При рентном подходе экономическя оценка определяется как дифференцированный доход равный регулирующим затратам за вычетом затрат оцениваемого объекта;
    • Регулирующие затраты - это затраты наименее удобно расположенного или наименее продуктивного из используемых объектов;
    • Рентная оценка выражает:

а) результаты эксплуатации природного ресурса;

б) экономию затрат необходимых для замещения оцениваемого объекта при его выбытии из сферы хозяйственной деятнльности.

Понятие экономической оценки

Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение народно-хозяйственного экономического эффекта от рационального использования ограниченных ресурсов биосферы и запасов полезных ископаемых.

Различают два вида оценки:

    1. Основной вид оценки - эксплуатационная оценка ресурсов, т. е. народно-хозяйственный экономический эффект получаемый в результате рациональной комплексной эксплуатации этого ресурса.
    2. Средозащитная оценка - народно-хозяйственный эффект от положительного воздействия рассматриваемого ресурса на окружающую среду, чаще всего это относится к лесным и водным ресурсам.

 

Назад

Содержание

Вперед

 

Hosted by uCoz